Афиша Глазов » Обзоры » Идеи » Брат – сила: почему герой фильма Алексея Балабанова с нами навсегда

Брат – сила: почему герой фильма Алексея Балабанова с нами навсегда

0 голосов
Афиша Глазова — Брат – сила: почему герой фильма Алексея Балабанова с нами навсегда

В 1997 году фильм «Брат» в широком прокате обошли стороной. В то время всё русское априори считалось плохим. На видеокассетах кино захватило пальму первенства и по сей день считается одним из самых народных фильмов.

Не попкорном едины
На протяжении четверти века мы нет-нет, но пересматривали историю странствий Данилы Багрова. В юбилейный год ожидали документальных фильмов, новых интервью со «старшим братом» Виктором Сухоруковым, который расскажет что-то интересное. Но нам предложили восполнить пробел и пересмотреть кино в зале. Пришли немногие. Это не то произведение, которое нужно смотреть в зале с попкорном и газировкой. Лучше вновь включить его дома и не пересмотреть – переосмыслить, заметить детали. Ведь это прописная истина: чем старше становишься, тем иначе смотришь на привычные вещи. Может, именно сегодня нужно найти фильм «Брат» на просторах интернета и вглядеться в героя – тот Данила или это я изменился?

Лихое время
Критики образа Данилы Багрова видят в нем, прежде всего, оголтелого националиста, что «евреев как-то не очень» и «не брат ты мне…». Но нужно понимать, что время действия – девяностые, всюду серость и всеобщее униженное достоинство. В эпоху Союза четырнадцать республик имели право на свой национализм, а одна не могла его ничем выразить. Когда рухнула советская идеология, русские оказались наименее подготовленными к тому, к чему и сейчас нет оформленного состояния – национальной идеи. В девяностые мы засунули гордость подальше и просто выживали, как могли, надеялись, что Штаты выделят очередной кредит и на заводе выплатят наконец зарплату. И вот в «голодное» время появляется Данила Багров. У него нет рамок, он лишён страха, в том числе смерти, его слова не расходятся с делом. Бандитов, отморозков он пускает в расход, как втайне хотелось очень многим, но не хватало моральных сил. Уверен, сегодня у людей есть счёт к тем, кого настигнет «правда» Данилы Багрова. Национальный герой – других эпитетов нет. Но искать в фильме Балабанова глубинную идею и сверхзадачу себе дороже – их не существует. В интервью режиссёр не раз отмечал, что снимал кино о бандитах, с миром которых был знаком не понаслышке.

Правда в последней инстанции
Герой Сергея Бодрова-младшего прост насколько это возможно. На первый взгляд. Было бы вернее сказать: он другой, не от мира сего. Этот молодой человек не так давно покинул школьную скамью, где из него делали гармоничную личность со своими идеалами. Несмотря на криминальное прошлое отца и, наверняка, воровское детство, это был человек со своим сложным восприятием жизни. Всё перечеркнула война. С поля боя он пришёл как оголённый провод: не касайся – убьёт. И принципы простые: впереди – враг, за спиной – свой братишка, боевой товарищ. Уже во втором фильме принципы оформились в ставшей крылатой фразу: «Сила в правде. У кого, правда – тот и сильнее»». Если бы Данила был блестяще образован, то оказавшись на войне, рефлексировал, сомневался. Он был бы героем романа «Доктор Живаго» и точно не коснулся зрителя. Наоборот, он не рассуждает, начисто лишён эгоизма, всегда спокоен и доводит дело до конца. Правда Данилы соответствует характеру русского человека, если он рос в нашей стране. Это не объективная истина, это справедливость. Жить по правде, жить по совести. Не хочешь жить по совести, бандит, значит, и правды за тобой нет, нет силы. Напоминает юношеский максимализм, чувство собственной правоты и нет такого человека, который может зародить тень сомнения. Особенно в человеке с оружием.
Герою не могут возразить, в фильме нет персонажа, способного стать наставником, стоять выше, какими в современном кино становятся мудрые священнослужители. Тот же немец Гофман, типичный люмпен, из которого, по собственному выражению, город вытянул все силы, «он засасывает», мог бы сойти за наставника. Но старьёвщик лишь укоряет героя: «Бог тебе судья».

Последний герой
Потому и причислить брата к героям нашего времени невозможно – он не вписывается в общество и последнее его не принимает. Отсюда образ былинного персонажа, который во втором фильме обращается уже в комиксовость, где из трагедии лишнего человека сделали едва ли не супергероя. Фильм «Брат» в чём-то похож на однообразные вестерны, где герой появляется на рассвете в городе, он герой гражданской войны, а в конце, расправившись со злодеями, он уходит в закат. Данила приходит в мир после войны и в конце растворяется на просторах страны под задумчивый рок.
Таким образом, Брат – это не совесть нации, это наше понятие о справедливости. Фильм не о самокопании в загадочной русской душе, а вполне очевидных понятных даже самому простому человеку принципах. Брат с нами навсегда, потому что молодёжь не любит анализа и глубоких рассуждений, люди зрелые разочаровались в гуманности. Потому-то, когда в один из серых будней по городу идёт Данила Багров, мы становимся чуточку сильнее, потому что на нашей стороне правда. Наша правда.

Глазовские кинотеатры продолжат ретроспективу популярных российских фильмов. Следите за анонсами на портале «Афиша.Глазов».

Плюсануть
Поделиться

Дата публикации: 20 апреля 2022, среда

Подписаться

Комментарии

Ваш комментарий

Экскурсионный тур «Глазов гостеприимный»
31 октября 2022 — 31 декабря 2022
Экскурсионный тур «Глазов советский»
31 октября 2022 — 31 декабря 2022
Экскурсионный тур «Глазов: есть контакт»
1 января 2023 — 31 декабря 2023
Квест «Фотоквест»
9 января 2023 — 31 декабря 2023
Фотосессия в музее
9 января 2023 — 31 декабря 2023
Свидание за гончарным кругом
31 января 2023 — 31 декабря 2023
Индивидуальные занятия ткачеством
1 марта 2023 — 31 декабря 2023
Индивидуальные занятия резьбой по кости
3 апреля 2023 — 31 декабря 2023