Юля Филимонова
«Ловкость рук и никакого волшебства» - так отзывается керамист Юлия Филимонова о своём творческом процессе. Уже около полугода в городе работает гончарная мастерская «Глинка», где можно не только приобрести готовое изделие, но и посетить увлекательные мастер-классы. А пока вы думаете, почему не слышали об этом ранее, Юлия с удовольствием расскажет об особенностях своего ремесла.
– Как вы начали постигать искусство керамики?
– Около пяти лет назад я впервые взяла в руки глину, очутившись в Глазовском центре ремесел. Меня настолько затянуло это занятие, что больше полугода я дважды в неделю приезжала лепить, пока центр не закрылся. Чуть больше года назад я вновь взялась за любимую глину и выложила свои работы в интернет. К моему удивлению, многие мои знакомые попросили провести для них мастер-класс. Так у меня возникла идея открытия своей мастерской.
– Какое оборудование необходимо купить для того, чтобы работать с глиной?
– Самое главное и дорогостоящее приобретение - муфельная печь. До этого приходилось носить изделия в отдел декоративно-прикладного искусства глазовского Краеведческого музея – довольно хлопотно и неудобно. Теперь у меня собственная печь на 1300 градусов, в которой можно даже фарфор обжигать. Перед обжигом я задаю определенную программу, покрываю дно и лещадку (полку) специальной обмазкой, чтоб предотвратить прилипание глазури к печи. Также часто использую триноги, стойки, подставки.
Имеются приспособления и для самой лепки. Например, турнетки - аналоги ручного гончарного круга. Гипсовые формы – в них я заливаю жидкую глину, а потом достаю уже почти готовое изделие, которое нужно только слегrа доработать. Это удобно для тиражирования – можно быстро отлить много одинаковых изделий.
Обязательно нужны скалки – без них не обходится почти ни один мастер-класс, особенно детский. Стеки, ножи, кисти, мастихины, экструдер, палитры, струна, скребки и много разных подручных приспособлений – все это неотъемлемая часть любой гончарной мастерской. Но иногда я леплю вообще без единого инструмента – это тоже возможно.
Ну и куда без расходников - глину заказываю мешками по 60 килограммов, глазури сразу по несколько банок. Хочется попробовать разные марки глины и глазурей, поэтому не экономлю на этом.
– Глина и глазурь. Какие нюансы нужно знать, работая с этими материалами?
– Глина - не пластилин, мять ее нужно минимально (в отличие от гончарной техники), иначе она быстро высохнет, и перестанет быть пригодной. Сухую глину убираю в контейнер с влажной ветошью – там она снова становится эластичной. А пока мы лепим – неиспользованную глину всегда кладем в пакет, чтоб избежать пересыхания. Но у разных сортов глины свойства отличаются – какая-то будет очень плотная с примесью песка (шамотная масса), другая – очень мягкая, нежная, и есть даже глина жидкая (шликерная). Цвета у керамических масс бывают самые разнообразные – чёрная, белая, красная, в крапинку, мраморная, голубая.
Глазурь непредсказуема, поэтому прежде чем обжигать изделие, я делаю пробники – наношу ее в несколько слоев на керамическую плитку. Часто красная глазурь на выходе будет серой, а серая – голубой. Эффектарные глазури вообще всегда неожиданные, они имеют неповторимые переливы и вкрапления. Очень важно сопоставлять температуру обжига массы с температурой глазури, чтоб не было брака – трещин, сколов, цеков. Например, если красную глину обжечь при слишком высокой температуре, она начнет плавиться, а глазурь покроется пузырями.
– Что вы предпочитаете: образец или полет фантазии?
– В моей мастерской нет места строгим рамкам: всегда радуюсь, когда люди приходят с интересными идеями. Недавно вот один молодой человек слепил крутую кружку с ручкой в виде осьминога – получилось очень эффектно! Но иногда доходит до смешного, когда меня спрашивают: «А что бы вы хотели, чтоб я слепила, и какой глазурью покрыла?» В таких случаях я прошу расслабиться, и представить то, чего в вашем доме не хватает, залезть в Pinterest, или выбрать из моих образцов.
Каждую неделю по средам у меня занимаются дети. У меня есть мальчик Лёша, который лепит демона, когда все – ангела, а вместо рыбки Дори – акулу. И всегда это выглядит шедеврально! Несмотря на то, что это довольно сложно - когда все лепят разное - я всегда хвалю за инициативу и классные идеи.
Именно поэтому я стараюсь разбивать людей на маленькие группы и не приглашать много народу – не люблю тесноту, атмосфера другая, да и физически сложно.
Я люблю индивидуальные занятия – тогда я могу максимально погрузиться в процесс, и получить на выходе качественное изделие. А еще люблю, когда ко мне приходят отпраздновать дни рождения – взрослые и детские. Мы включаем музыку, пьем чай, и занимаемся творчеством.
– Какие есть подводные камни в работе с керамикой?
– Стараюсь контролировать своих клиентов. Если не подойду два-три раза, иногда приходится долго исправлять, в первую очередь это касается детей. Часто пишу о том, что с ногтями лепить крайне неудобно, но тут на помощь приходят инструменты и мои руки. Еще важно подписывать свои изделия, так как глазурь преобразует глину так, что ее бывает сложно узнать. Бывали даже случаи, когда люди забирали чужие вещи.
Ухаживать за керамикой очень просто, я лишь советую не мыть ее в посудомоечной машине и выбирать мягкие средства.
– Что изменилось в вашей жизни с приходом лепки?
– Стала с большим уважением относиться к работе педагога. Сейчас я понимаю, какой это труд: каждому уделить внимание, ответить на вопросы, объяснить, помочь исправить. Стала терпимее к людям – теперь их много через меня проходит, и со всеми нужно найти общий язык. Иногда по тому, что и как лепит человек можно понять его переживания - это своеобразная психология. Человеку порой достаточно доверительного разговора и чашки чая.
Моя работа дает мне возможность знакомиться с удивительными людьми, узнавать их истории, судьбы. Некоторые обнимают меня после занятий, благодарят, с кем-то мы теперь поддерживаем связь, другие вновь возвращаются – однозначно, это очень благодарный труд!
– Расскажите о своих работах.
– Люблю создавать этнические изделия, символы, знаки. Обожаю работать петлями, создавать фактуру, растительные мотивы и оттиски трав. Люблю неровные края, необычные глазури, красивые переходы.
Обожаю ярмарки: куклы, свистульки, деревянные изделия - мне никогда не жалко на это денег. Теперь я с еще большим уважением отношусь к ручному труду. Очень хочу познакомиться со всеми талантливыми мастерами города.
– К чему стремитесь?
– В планах – освоить, наконец, гончарный круг. Хочется съездить куда-нибудь на живой мастер-класс, чтобы научиться новым техникам глазуровки. Хочу научиться майоликовой росписи, освоить фарфор и другие высокотемпературные массы. Начала задумываться о помощнике, чтоб все желающие могли попасть на мастер-классы.
Автор: Мария Малец
Дата публикации: 21 марта 2022, понедельник
Комментарии
Ваш комментарий
Оставьте свой комментарийВаш комментарий
Оставьте свой комментарий