Роман Маньков
Фокусы всегда привлекают к себе внимание зрителей: одни восторгаются ими, потому что верят в чудеса, другие же отчаянно пытаются разгадать их секрет. Мы пообщалась с глазовским иллюзионистом Романом Маньковым и выяснили, как стать современным волшебником, какие трюки самые сложные, и с какой публикой тяжелее всего работать.
– Как давно вы занимаетесь фокусами?
– Я серьезно погрузился в фокусы в 2011 году, тогда я учился на втором курсе университета. Коммерческую деятельность веду с 2016 года. Ну а началось все с детсадовской поры, причем совершено ненамеренно: воспитатели поручили показывать фокусы на празднике. Было волнительно, тем не менее, я успешно справился, и до сих пор помню те трюки: первый фокус был с появлением узлов на веревке, второй - конфет из собранных фантиков, третий - платочка у одного из детей в зале. Тогда мама купила мне, пятилетнему, книгу. Я немного почитал и забросил. Вернулся к фокусам классе в шестом-седьмом, просмотрел свежим взглядом, продемонстрировал родителям пару вещей, но дальше этого не пошло.
Когда я поехал поступать в университет, приобрел книгу по фокусам, но ей тоже не суждено было стать моей настольной энциклопедией.
– Что повлияло на ваш выбор?
– Я был любознательным студентом. В интернете увидел записи шоу «Убеди меня», которое сильно меня зацепило. Раньше олицетворением фокусника для меня был Амаяк Акопян из «Спокойной ночи, малыши» - странный человек в блестящем тюрбане, достающий кроликов из шляпы. Мне такой формат был не интересен. Когда я увидел современную, молодую магию - карточные и ментальные фокусы, меня зацепило. Оказывается, есть люди, которые этим живут, да еще и зарабатывают.
Я занимался фокусами для себя, показывал ребятам в общаге, однокурсникам и коллегам по ресторану, в котором работал. Как-то раз директор заведения предложил показать пару фокусов на детском дне рождения. Я был не слишком уверен в своих силах, но согласился.
Это было первое коммерческое выступление - праздник двенадцатилетней девочки. Было прикольно. Через полгода меня пригласили на день святого Патрика, нужно было ходить по столикам и показывать фокусы небольшим компаниям. Я справился на ура и вернулся в Глазов с твердым намерением добиться успеха в этой сфере. Сейчас сотрудничаю с компанией, которая занимается организацией праздников.
– Сколько времени ушло на «раскрутку»?
– Первые два года было много заказов – фокусы были диковинкой, да и ценник был лояльный. Вскоре случился спад интереса: большинство горожан уже посмотрели мою программу, а новую нужно долго обкатывать. Сейчас интерес возвращается. Одна из причин – сыграл фактор локдауна, люди насиделись дома и хотят зрелищ.
– Насколько сложно стать специалистом в вашей области?
– В России нельзя получить высшее образование по этой специальности. Уровень профессионализма определяется собственными критериями иллюзиониста. Кто-то делает фокус с отрыванием большого пальца и считает себя молодцом, а кто-то творит безумно крутые штуки и думает, что он любитель.
У меня высокие стандарты качества для самого себя. Стараюсь следить за происходящим в мире магии и презентовать фокус не просто как трюк, а учитывать подачу, атмосферу, взаимодействие со зрителем. Секрет фокуса - это десять процентов успеха. Всё остальное - подача, уместность, органичность. Это не всегда удается понимать и чувствовать, особенно молодым фокусникам.
– Вы считаете вашу профессию редкой?
– Нас в городе, вроде, двое: я и Сергей Калашников. Мы занимаем разные ниши - Сергей работает с детьми, я со взрослыми. Всего в Удмуртии около десяти фокусников. В России хорошие цифры показывают Санкт- Петербург и Москва, где регулярно проходят форумы и конвенции иллюзионистов. Они собирают по пятьсот фокусников, включая звёзд магии не только со всей страны и СНГ, но и мира. В их числе: Андрей Жих, главный консультант режиссера по фокусной части фильмов «Иллюзия обмана» и Трой из Британии, у него свое шоу на телевидении.
Людей, занимающихся и интересующихся фокусами в сотни раз больше тех, для кого это стало профессией. Развиваться им помогают, в первую очередь, англоязычные ресурсы. При этом есть те, кто зарабатывает не показывая трюки, а консультируя других, помогая составлять программы, режиссируя номера. Другие изобретают и продают фокусы, это уже крутой уровень.
В целом, могу назвать лишь десять-пятнадцать имён, кто живет исключительно фокусами, остальные имеют вторую работу. Здесь много факторов. Во-первых, качественный иллюзионист стоит очень дорого, и не все могут себе позволить его заказать. Во-вторых, в маленьких городах фокусникам приходится труднее, однако хорошим вариантом является работа с детьми. Аудитория постоянно меняется, и ты всегда остаёшься востребованным даже с одной и той же программой.
– Сколько времени вы тратите на подготовку?
– У меня есть фокус, который я три года никому не показывал. Некоторые трюки можно подготовить за день-два. Собрать полную программу - долго, она условно должна состоять из трёх крупных фокусов и четырёх-пяти маленьких, либо каких-то шуток. Это всё нужно отработать, важно понимать нюансы: как может повести себя зритель, как мне отреагировать, как это на ходу исправить. На это уходят годы. Я внедряю в программу по одному фокусу. Если не идёт - меняю подачу, либо с ним прощаюсь.
– В каких жанрах вы работаете?
– Я работаю в двух жанрах: микромагия и салонная магия.
Микромагия - фокусы на расстоянии вытянутой руки. Они выполняются прямо на глазах у зрителей. Когда мы видим фокус онлайн, то у нас предвзятость: это монтаж, леска натянута, еще что-то. Нет причастности зрителя к чуду. А когда всё происходит на твоих глазах, то это вызывает бурю эмоций.
Салонная магия - смесь юмористических номеров и ментальной магии. Сюда относятся: предсказание будущего, чтение мыслей, гипноз. Работаю со взрослыми. Фокусы построены на ломании законов мира. Детей этим сложно удивить. У них всегда миллиард оправданий, почему что-то произошло именно таким образом. Совершенно неважно при этом, правы ли они.
– Какие главные принципы вы соблюдаете для успешного выступления?
– Если я не верю, что сейчас произойдет волшебство, то и зритель не поверит. Еще стараюсь, чтоб было ощущение легкой импровизации. Органичной и живой, а-ля джаз magic. Легко, непринужденно. Когда человек навязывается, это всегда воспринимается холодно.
– Кто вас вдохновляет?
– Есть несколько людей, в которых мне нравятся разные качества: Дэвид Блейн, Дэни Гарсия в их числе. Меня вдохновляют люди, горящие своим делом. Их выступления, их творчество заряжают энергией делать что-то классное. Это могут быть музыканты, актеры, художники, режиссеры…
– Опишите своё самое большое достижение и самый впечатляющий провал.
– Когда публика принимает тебя и дает обратную связь, значит, ты попал в точку. Приведу пару примеров. В начале карьеры я демонстрировал фокус соседке по общежитию: вытащил из подушки большое перо, оно полетело. Повисело чуть-чуть в воздухе и упало. Я услышал визг, увидел, что ее лицо стало пурпурного цвета. А потом она заплакала. Это было не наигранно. Её реакция меня зарядила.
Тишина иногда гораздо красноречивее грома аплодисментов. Если мне удалось вызвать слезы, значит всё сложилось: человек был настроен, он открылся для необычного. Мы оба понимаем, что это не по-настоящему, но от этого момент не становится менее ценным.
Некоторые люди воспринимают меня как экстрасенса и просят предсказать будущее, это печально. Иногда специально подчёркиваю, что все увиденное - не по-настоящему. Экстрасенсы вытягивают из нас ресурсы и давят на негативные эмоции, я же «манипулирую» положительными.
Среди провалов можно вспомнить программы, когда выходишь на полный зал, и ни один трюк не идёт. Конечно, есть способы, как выкрутиться, ведь зритель не знает, что должно быть. Правда, существуют ситуации, когда ничего не исправить, и всё зависит от того, насколько зритель расположен к тебе. Если хорошо настроен, то прощает любую погрешность.
Сюда относятся и неудачные корпоративы, когда не удаётся почувствовать публику, к тебе относятся холодно. Я всегда благодарен за такие вечера. Знаю, что в следующий раз точно всё пройдёт круто. Должны быть и падения, они держат в тонусе.
– Что посоветуете начинающему фокуснику?
– Я работаю ещё в КЦ «Россия», и какое-то время мы запускали magic club. Ребятам не хватило усидчивости, чтобы отработать трюки до определённого уровня, они сразу хотели что-то показывать. И всё рассыпалось.
Стоит брать во внимание психологию человека, который хочет заниматься фокусами. Люди ищут восхищения, это базовая потребность. В 12-13 лет ребёнок не готов терпеливо трудиться и тренироваться, он хочет мгновенного эффекта, что для многих становится камнем преткновения. Дети «достают» своих близких, и когда те становятся «насмотренными», то начинают видеть все погрешности. Подросток старается, но не получает желаемых эмоций, и быстро перегорает. Советую запастись терпением и постоянно работать над собой.
– У вас были моменты, когда опускались руки?
– Да, на время откладывал это дело. Всё должно быть искренне, если мне неприятно, значит и людям тоже - тогда для чего это делать? Именно поэтому за последние десять лет у меня были большие перерывы, рекордный - два года. Своё развитие контролирую вдохновением, а не трудом.
– Проводите ли вы обучающие курсы?
– На данный момент сомневаюсь, что имею достаточно опыта и терпения, чтоб учить других. Направлять - пожалуйста. Сам при обучении удивляюсь не самому фокусу, а секрету его исполнения. Так или иначе, все показывают одно и то же, только под разным соусом, с разной интерпретацией.
– Поделитесь планами на будущее.
– Мечта каждого иллюзиониста - создать своё шоу. У меня была попытка, тогда казалось, что в целом классно получилось. Сейчас понимаю, что нет. Я больше увидел, как работают люди на сцене с точки зрения режиссуры, актерского мастерства, света, звука. Ничего из этого я раньше не учитывал. Сейчас мысль о создании у меня только греется. В идеале будет какая-то история, где фокусы - главный инструмент, но не главная идея.
Хочется выработать свой стиль, соответствующий моим мыслям, образу, динамике. Сейчас нахожусь в процессе выбора ниши и жанра.
– Как вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
– Любопытный идеалист. Мне очень важна идея. Например, программа должны быть целостной, а не просто набор фокусов. В этом идеалист. Если что-то делаю, то стараюсь выполнить максимально качественно. А почему любопытный? В интернете смотрю и читаю всё, что приходит в голову. Из недавнего - зачем лошадям подковы? На ютубе смотрю научно - популярные видео или фильмы. Хочу «понять», как работает мир. Кругозор в моей профессии очень важен.
Иллюзионистов редко запоминают по фокусам, чаще всего по личности. Есть фокусники, которые работают нагло и напористо, и такой стиль подходит для их аудитории. Например, Сергей Листопад - самый высокооплачиваемый фокусник России, берет миллионы рублей за двадцати минутное выступление. Он работает с людьми из больших корпораций, которые привыкли к определенному стилю общения.
К ним приходит этакий дядечка из 90-х. Общается на «ты», слегка принижает - такое непривычное обращение его клиентам в кайф. Если вместо него позвать высокодуховного эстета, то он им не зайдёт. Стили разные, и кругозор нужен, чтоб чувствовать аудиторию, понимать, подходишь ты ей или нет. Магия рождается не в руках фокусника, а в голове зрителя. Если ты не можешь пробраться к нему в голову, то ничего не получится.
– Какие источники советуете смотреть?
– Рекомендую англоязычные источники, потому что 90 процентов качественного и познавательного контента производится на Западе. У нас сейчас тоже появляются креативные умы, но их мало. И чаще всего обучение в России - это коммерческий продукт. Купи 10 секретов фокусов, начни показывать их прямо завтра, но заплати мне 12 тысяч. То, что я знаю английский, даёт мне возможность смотреть фокусы на языке оригинала. Единственная проблема - некоторые фокусы сложно адаптировать на нашу реальность из-за менталитета. Иная культура, иные проблемы и иной формат взаимодействия со зрителем. Это исправляется опытом, пониманием мыслительного процесса человека.
– Для чего вы начали заниматься фокусами?
– С детства я любил фэнтези, магию, хотел, чтоб с нами бок о бок жили драконы. Будь это так, нам очень опасно бы жилось. Но я понимаю, что в моей власти хоть на долю минутки для других людей создавать ощущение, что волшебство возможно. И когда я вижу реакцию людей на фокусы, то и сам верю, что в этом мире возможно всё.
Автор: Мария Малец
Дата публикации: 10 февраля 2022, четверг
Комментарии
Ваш комментарий
Оставьте свой комментарийВаш комментарий
Оставьте свой комментарий