Илья Матушкин
В России давно процветает стрит-арт - граффити можно заметить практически в каждом дворе. Но что это за люди, которые украшают стены наших городов? Уличный художник Илья Матушкин рассказал, как начал рисовать и чем вандализм отличается от искусства.
– Расскажи о начале своего творческого пути.
– Мне было 13 лет, когда я впервые взял баллончик в руки. Одноклассники предложили, и мы, не вникая в суть занятия, тут же купили аэрозоли и отправились рисовать. В дальнейшем подростковая игра переросла в смысл моей жизни, которым я подпитываюсь и наполняюсь сейчас. У меня были выставки, проекты с ребятами и оформления, но потом я «затух» на два года. Переломным моментом стало появление дамы сердца. Она вдохновляла меня и развивалась сама. Уже два года мы активно рисуем вместе.
– Если простым языком, что такое граффити?
– У большинства людей довольно узкое понимание на этот счёт. На деле же граффити включает в себя разные культуры и стили, поэтому не стоит подводить все настенные рисунки под одну гребенку. Есть стрит-арт, стикербомбинг, бомбинг, райтинг, множество подвидов. Изначально граффити - рисование букв, шрифтов, простых персонажей (кэрэков) - появилось в черных кварталах Бронкса (Нью-йорк). Первые надписи были обнаружены в метрополитене: люди оставляли свои теги, когда делили районы.
В дальнейшем возник стрит-арт. Это не совсем равнозначные понятия. Стрит - артом называют любой объект в городском пространстве, который доносит смысл и влияет на подсознание людей. Условно: можно манекен обмазать кетчупом, и это тоже будет стрит-арт. Это течение предназначено для всех, в отличие от узконаправленного уличного граффити, которое крутится в своей культуре.
Тем не менее граффити и стрит-арт взаимосвязаны. Многие рисуют муралы, как мы, могут делать оформления, переходят грани живописи и стрит-арта - сейчас это все смешивается, но условности всё же есть.
Я позиционирую себя как райтер - это те, кто делают рисунки на качество, а не на количество, в отличие от бомберов, которые хотят оставить след, метку для своих. Люблю покайфовать, рисовать часами, чтоб никто не трогал. Иду без эскиза, все есть уже в голове, как идёт так и идет.
– Как часто получаешь коммерческие заказы?
– Сектор спорта и молодежной политики Глазова вносит свои предложения по городу и с удовольствием поддерживает наши инициативы. Например, находит финансирование на аэрозоли.
От обычных горожан заказов поступает много, особенно летом. На добротном уровне мало кто сможет нарисовать – я, моя супруга (Любовь Матушкина) и Юка Синицына. Если мы отказываемся, то даже не можем посоветовать кого-то еще. Наша профессия довольно редка: граффити как течение пришло в Глазов не так давно. К сожалению, ребята с опытом тут не задерживаются надолго.
– Что помогает оставаться в тонусе?
– Основа культуры граффити - это общение. Не всегда важно, как ты делаешь, долго ли рисуешь, твой опыт. Важно, какой ты человек и как с тобой коннектят в этой культуре. Людей с аэрозолями можно пересчитать по пальцам, поэтому райтеры из Удмуртии обязательно поддерживают общение. Мы стараемся подпитываться людьми, устраиваем батлы, скетчим (рисуем на бумаге), участвуем в джемах (совместное рисование баллончиками), на фестивали выезжаем и в качестве участников, и в качестве гостей. В Глазове это всё не очень развито, что мешает двигаться вперёд. Вылазки надолго подпитывают.
Кроме меня, Любы и Юки в городе немало других художников, мы их поддерживаем, развиваем культуру. Когда мы с Любой учились в институте, вели кружок в ГГПИ - «Граффити вечерки». Рисовали, общались на общие темы, фильмы смотрели про граффити. В основном ходили подростки и студенты института. Там я восполнял дефицит подпитки. У многих есть желание, но нет понимания. Давали советы, наставляли. Надеюсь, что будущее поколение себя еще покажет.
– Есть ли у тебя идейный вдохновитель?
– Первый мой вдохновитель - моя жена Люба, второй - ребята с вечерков: они не давали мне затухнуть. Еще вдохновляюсь видео самого процесса рисования, оно дает мотивацию, смотрю другие идеи и работы. Сейчас культура граффити переживает масштабную эволюцию: раньше всегда рисовали в одном стиле, а сейчас их смешивают. Теперь ограничений нет. Можно выйти за рамки и придумать еще что-то новое в этой культуре. Культура не до конца развита, ее можно дополнять, перенимая что-то из живописи.
Что касается конкретных имен, таких художников очень много в плане их мастерства. На данный момент я вдохновляюсь Бозиком, это казанский райтер. У него пуантелизм - граффити из точек. Он круто развивается и как граффити-судья и как художник. Меня привлекает его стиль и техника исполнения.
– Бывало ли такое, что кто-то выступал против ваших рисунков?
– Это частое явление в граффити, ведь многие воспринимают его с негативной точки зрения. Люди делятся на два типа: «Молодцы, красавцы» и «Я сейчас в полицию позвоню…». Основа культуры - это нелегальность. Она зарождалась из криминала, поэтому есть в ней нотка вандализма. У нас другой путь. Мы сотрудничаем с городскими властями, рисуем легально, украшаем город.
– Что бы ты посоветовал начинающему райтеру?
– Начиная, человек должен понимать, чувствовать культуру. Сейчас граффити переживает бум в прямом и переносном смысле. Оно вылилось везде: на ютуб, в тик-ток. Школьники поголовно делают надпись «бум» по городу. Это флешмоб - написать и снять в тик-ток. Мне не особо понятен смысл течения. Многие наши работы перекрываются такими надписями. Неизвестно, когда эта волна пройдет. Лучше разобраться в культуре, а не поддаваться инстинктам.
Сейчас есть популярные граффити - художники, которые на ютуб снимают влоги, обучалки и сам процесс рисования. Школьники пытаются повторить. Надо правильно уметь копировать, если хотите подражать и понимать, стоит ли с этого человека брать пример.
Начинающие покупают аэрозоли и бегут «украшать» город. Советую потренироваться на бумаге, а если и идти в город, то рисовать на «заброшках», у себя в огороде, чтобы много грязи не разводить.
Важный момент - уважать друг друга и город, особенно его историческую часть. Стараться не перекрывать чужие работы. Самое неприятное, что кто-то вредит специально! Девушку-удмуртку испортили кляксами, на медике написали «бум». Исправим, но это лишняя работа для нас. Перед тем, как начать рисовать, нужно изучить этику райтеров.
– Расскажи о планах на будущее.
– Самая жаркая для нас пора – лето. В конце июля в Глазове пройдёт «GLAZOV STREET FEST». В его рамках пройдёт Межрегиональный фестиваль граффити «Сингурт». Я – соорганизатор фестиваля. Уличные художники продолжат создавать арт-объекты в Глазове. На Фестиваль съедутся райтеры из нескольких регионов России. Художники будут вдохновляться классиками мировой литературы и их произведениями, а Глазов станет галереей под открытым небом.
Планирую открыть в Глазове свои курсы по граффити. Заниматься смогут все желающие старше 10 лет. Пока живу и работаю в Глазове – планирую максимально преобразить этот город. А на определенном этапе жизни планирую переехать в Санкт- Петербург. Там у меня много друзей, уже есть связи, а значит, будет больше подпитки, стану расти быстрее.
Планирую в Питере проводить экскурсии по стрит-арту. Экскурсионная тема и туризм - моё второе хобби. Я люблю путешествовать, изучать что-то новое. Экскурсии по стрит-арту сейчас популярны во многих больших городах. В Петербурге я не встречал подобного, хотя там есть о чём рассказать. Картины в Эрмитаже будет висеть еще века, граффити могут закрасить в этот же день. Или оно может трансформироваться в другой рисунок. В этом и заключается уникальность этой экскурсии – она всегда будет разной.
Автор: Мария Малец
Дата публикации: 27 июля 2022, среда
Комментарии
Ваш комментарий
Оставьте свой комментарийВаш комментарий
Оставьте свой комментарий