Екатерина Ельцова

1 голос
Афиша Глазова — Люди — Екатерина Ельцова

Екатерина Ельцова в школе была отличницей, но сейчас постоянная тяга к новому уже не для оценок, а для повышения качества жизни. Сколько себя помнит, Екатерина делала упор на саморазвитие и старалась всегда идти вперед. Директор, доула, тьютор - вместе с этими компетенциями Екатерина успевает играть более важные роли мамы и жены.

 В чем секрет вашей продуктивности?

 Этот вопрос задают мне регулярно. В век «успешного успеха» мало кто знает, что из имеющихся в сутках часов, физиологически продуктивных лишь четыре-пять. Наблюдая за собой и другими, я поняла, что «успевать всё» - это миф. Что-то всегда проседает. Но всё таки совмещать детей и работу помогают опыт планирования, навыки тайм-менеджмента, работа дома и многозадачность, без которой многодетной маме никак.

При плотном графике важно не забывать отдыхать. Можно подумать, что меня работа одновременно в разных сферах деятельности выматывает, но это не про меня.  Меня душит рутина. А смена дел, задач драйвит.

И, конечно, я помню про пополнение запаса энергии. Отдохнуть душой и телом мне помогает пребывание на природе, баня, и простое душевное общение с близкими людьми.

 Чем обусловлен выбор сфер деятельности?

 В школе я была примерной ученицей, но уже тогда понимала, что система обучения далеко неидеальна. А ведь образование напрямую влияет на то, каким человек вырастет – это та область, в которой дети проводят до 8 часов в день.

Как-то так сложилось, что уже в старших классах в круг моих интересов включилась и сфера семьи и родов. Очень плотно тема появления детей вернулась ко мне на последнем курсе института, потому что диплом я получала глубоко беременной. Я много готовилась и читала журналы, статьи, книги. Главным толчком к развитию этой темы в городе стал опыт, который я получила благодаря рождению сына. В первый день - два меня переполняли эмоции, хотелось рассказать каждой женщине, что дает подготовка, мягкое сопровождение, бережные условия. Глубокие эмоции во время рождения ребенка могут стать уникальным опытом для всей семьи. И быть опорой женщине в ее материнстве и становлении. Сейчас мой опыт подготовки  семьи к родам  уже больше двенадцати лет.

 Есть ли в городе центры подготовки к родам помимо вашего?

 Я не знаю о других курсах. Наш Центр уникален в этом плане. Начав готовить женщин к родам много лет назад, мы встали на путь сопровождения семьи на всех этапах развития ребенка. Подготовка к родам переросла в клубные поддерживающие встречи, в занятия с детьми и родителями, тренинги и консультации для взрослых. В какой-то момент у нас появился слоган "растем и развиваемся вместе". Действительно, мы совершенствуемся вместе с клиентами. За годы существования центра у него появилась репутация «семейного» места. С некоторыми постоянными клиентками уже смеемся: возможно, недалеко то время, когда появятся курсы «молодых бабушек». И этот путь меня радует и вдохновляет.

 Нам известно, что вы являетесь тьютором. В чем заключается его роль в современном мире?

 Тьютор сопровождает человека в точке перехода, ситуации какой-то неопределенности. Он  помогает сделать выбор, первые шаги в сторону своей цели, организует пробные действия и рефлексию пройденного пути. Точка опоры для тьютора – интересы его клиента, то, от чего «дзынькает» внутри.

Можно сказать, что я настраиваю внутренний компас человека для построения своего уникального маршрута и поиска необходимых ресурсов. Я работаю с будущим клиента. С его образом  себя. И в процессе сопровождения наша задача – понять, какие действия необходимы, чтобы прийти к этому образу.

Профессия эта молодая, но точно относится к профессиям будущего. Ведь ситуация выбора и неопределенности – это тенденция нашего времени.  Сейчас уже отовсюду мы слышим о Life-long learning (обучение на протяжении всей жизни) – навык, такое отношение к себе и миру, которые помогут оставаться на волне постоянных изменений. Вопреки распространенному мнению, с тьютором работают не только дети, но и взрослые. На данный момент их соотношение обращений у меня составляет 60х40 процентов. Конечно, детей, которые обратились сами, без помощи родителей - единицы. Но, думаю, это дело времени, понимания, что за специалист и распространения тьюторской помощи.

Услуги тьютора очень полезны для самоопределения детей. Сейчас редко кто говорит с ребенком о нем самом. Школе некогда, родители тоже часто заняты, чтобы сесть и час времени посвятить ребенку, в чем-то разобраться. Ну и плоскость отношений родитель-ребенок в подростковом возрасте особенная. На консультациях они получают поддержку взрослого человека, внимание к их внутреннему миру, опыт самостоятельных решений, проб. В наших кругах говорят, что тьютор - родовспомогатель субъектности.

Но бывает, что ребенок внутренне не готов к выбору: ему хорошо пока в том состоянии, которое есть сейчас. Возможно, в таких ситуациях не закрыты базовые потребности ребенка, нет ресурса смотреть в будущее. Такие кейсы у меня были. Когда человек готов, это видно по его действиям. Но бесследно консультации с помогающими специалистами не проходят. Так или иначе сеются нужные зерна.

– Каким образом работает тьютор?

 Тьютор относится к помогающим профессиям. Я использую разные формы работы: индивидуальные консультации, курс для подростков, планирую групповой формат для взрослых. Кому сложно решиться на кабинетный формат консультаций, можно выйти на прогулку с тьютором. Такой формат я специально придумала для увеличения пользы и расслабленности клиента.

Несмотря на то, что в работе можно использовать разные инструменты, в том числе и материальные - карты, схемы, сказки, эссе, самым главным инструментом остается вопрос. Грамотный и хорошо поставленный, он позволяет человеку развернуть мысль про себя.  Давать советы или готовые решения не в компетенции тьютора. Он не передает свой опыт как наставник или ментор. Он взращивает самостоятельность клиента. Как говорят мои наставники, прекрасный тьюториал может получиться, если тьютор не ориентируется в профессиональной сфере клиента, но умеет задавать вопросы. Отстраненность поможет клиенту обнаружить собственные препятствия.

Расскажу на примере подростков алгоритм работы. Познакомившись, мы изучаем интересы ребенка. Составляем карту. Смотрим, какие интересы могут объединиться в более крупные блоки. Ребенок рисует мазками своё будущее, как видит свой день, образ жизни, сферу деятельности. Мы ищем среди профессий «ярлычок» для этого. Далее важно совершить какое-то пробное действие в эту сторону. Прояснить свое представление о профессии. Ищем специалиста из этой сферы. Проводим пробу, анализируем. И если это точно «моё» - составляем уже план движения к цели, включая поступление в необходимые учреждения. Но, честно, ВУЗы, ССУЗы и т.д. это всего лишь один из множества элементов мозаики. В мире очень много других ресурсов, дополняющих картину. Здорово, когда родители и дети понимают, что поступление-не самоцель, а средство.

 Как ваши дети относятся к вашей работе?

 Пока я не вижу желания пойти по моим стопам - у них свои интересы, и я считаю, что это нормально. Но, конечно, они прошли и проходят через разные направления в центре. Например, обучение в семейном классе, некоммерческом детском саде. Последний устраивался специально для третьей дочери: это было объединение мам с целью организации досуга детей, где родители сами устанавливали распорядок дня. «Мамин или цветочный садик» был комфортным местом для развития наших дошколят. Находились дети там небольшой группой с утра и до часу-двух дня. Играли, занимались творчеством, гуляли, были занятия с психологом и педагогом, когда мы с мамами чувствовали потребность в этом.

 Расскажите о своем опыте в семейном обучении.

 Это ценный опыт в моей жизни, но непростой. Семейное обучение – прекрасный по возможностям вариант, но надо помнить, что это работа, по крайней мере в начале. Как минимум того родителя, который находится с ребенком, иногда всей семьи. Подобный формат подходит не всем, поэтому я никого не призываю. Но рассматривать его полезно.

Наш опыт начался в 2012 году со старшим сыном. Он пошел в 1 класс, а за три дня до этого родилась третья дочка. Плюс в то время для меня было очень важно развитие своего центра. Это всё, конечно, накладывало отпечаток на мою занятость. Через 2 года в 1 класс пошла вторая дочь. К 1 классу третьей дочки я поняла, что работать одному в таком режиме тяжело. А отказываться от своего дела я не готова. Мысль заработала в другую сторону. Собрала близких людей в группу, и у нас родился первый семейный класс. Мы выбрали программу русской классической школы, так как она была наиболее разработанной из альтернативных программ, учитывает физиологию и возрастные особенности детей, очень последовательна. Есть один нюанс: система закрыта, нельзя добрать детей из обычной школы в середине процесса, хотя к нам обращались, так как дети по этой программе опережают по некоторым предметам. Кроме того, некоторые моменты преподносятся по-другому. К 4 классу различия выравниваются, но во время обучения с 1 по 4 класс добирать сложно.

 В сентябре этого учебного года открывает двери «Моя школа». Что подтолкнуло к созданию?

 Собственно, к созданию подтолкнула как раз ситуация с дочкой и создание первого семейного класса. Но подрастает младший сын, обращаются родители, поэтому опыт хочется масштабировать.

В теме образования я со времен обучения в ГГПИ. Уже тогда взгляд мой падал на нерадующие цифры по результатам, по влиянию на здоровье. Система достаточно жёсткая штука, у меня нет времени ждать пока она сможет разогнаться и измениться. Как и другие родители. Они хотят другого подхода в образовании. Качественного внимания к ребенку, его особенностям, интересам; образования не для отчетности, а для результата  у ребенка. Развития мышления, эмоционального мира, сохранения адекватного отношения к себе и взрослым.

Много лет я нахожусь в теме альтернативного образования. Читаю, наблюдаю, посещаю центры. Приходит понимание, что классно-урочная система далеко не всем и не всегда нужна. Она решает свои задачи, а хочется решать задачи ребенка или семьи. Поэтому я стала думать в сторону образовательных пространств, где можно реализовывать задачи конкретного ребенка. Мы будем стараться совмещать разные средства для решения этих задач. Важная роль будет отводиться тьюторскому сопровождению семьи.

 «МоЯ школа». Что в этом названии? 

 Здесь заложено несколько смыслов. «МоЯ - потому что хочется, чтоб для детей она была родной, близкой эмоционально. А второй смысл - отражающая мои ценности. Хочется современного подхода, при котором дети управляют своим образованием. Я жду людей, которым мои ценности созвучны.

 Кому стоит идти к вам?

 «МоЯ школа» подойдет для тех, кто не готов по разным причинам находиться в общеобразовательной системе, но и не может, не успевает учить ребенка сам. И как я уже говорила, кто хочет иного отношения и атмосферы для своего ребенка.

У меня достаточно опыта в этом вопросе: есть представление о положительных и отрицательных сторонах обучения на семейном образовании, есть опыт класса, в котором учится дочка, есть коллеги, готовые делиться ошибками и успехами. И, главное, есть цель и огромное желание учиться и двигаться к ее реализации на благо наших детей.

Плюсануть
Поделиться

Автор: Мария Малец

Дата публикации: 13 мая 2022, пятница

Подписаться

Комментарии

Ваш комментарий

Экскурсионный тур «Глазов гостеприимный»
31 октября 2022 — 31 декабря 2022
Экскурсионный тур «Глазов советский»
31 октября 2022 — 31 декабря 2022
Экскурсионный тур «Глазов: есть контакт»
1 января 2023 — 31 декабря 2023
Квест «Фотоквест»
9 января 2023 — 31 декабря 2023
Фотосессия в музее
9 января 2023 — 31 декабря 2023
Свидание за гончарным кругом
31 января 2023 — 31 декабря 2023
Индивидуальные занятия ткачеством
1 марта 2023 — 31 декабря 2023
Индивидуальные занятия резьбой по кости
3 апреля 2023 — 31 декабря 2023