Михаил Змеев

8 голосов
Афиша Глазова — Люди — Михаил Змеев

Сколько людей  столько и мнений,  гласит пословица. Социолог, руководитель центра «Универсум» и многократный победитель грантовых конкурсов Михаил Змеев уверен: сколько людей, столько и замечательных идей, которые при грамотном подходе могут перерасти в полноценный проект.

– Вспомним детство и юность. Чем вы увлекались?

– Я был обычным советским школьником, без особых наклонностей и талантов. Многое значило время, эпоха. Окончание школы пришлось на 1991 год, то есть незадолго до августовского путча и распада Союза. Думаю, что для многих моих современников эти события стали судьбоносными. В 1993 году я решил не испытывать судьбу на прочность и несколько неожиданно для самого себя поступил на исторический факультет ГГПИ. Это стало переломным моментом в моей жизни. Пришло осознание, чего я хочу и чем хотел бы заниматься. Большое влияние на меня оказала интеллектуальная атмосфера, которая царила в 90-е годы на истфаке. Я встретил учителей, которые задали планку личностного роста, актуальную для меня до сих пор. Возникло фанатичное увлечение хорошей книгой, историей и философией.

Вообще мне везло с людьми, которые влияли на траекторию моего профессионального роста. Еще на пятом курсе наш декан, Ольга Алексеевна Руденко, предложил мне преподавательскую работу в родном вузе. После я окончил аспирантуру в Пермском политехе у профессора Олега Леонидовича Лейбовича и вернулся в ГГПИ уже в качестве дипломированного специалиста.

– Когда и почему вы стали заниматься проектами?

– Это естественный процесс, если правильно понимать то, что такое проект. По сути своей проект – это совокупность действий, направленных на достижение конкретной цели в ограниченном временном интервале. Занимаясь научной деятельностью, я все время реализовывал какие-то проекты. Написание статьи или книги – это тоже проекты. Проблема только в том, как находить источники материального обеспечения реализации твоих идей. Ну и естественным образом я стал заниматься изучением этого вопроса. В 2007 году я реализовал мой первый научно- исследовательский проект, который получил финансирование в форме гранта. С тех пор проектная деятельность стала для меня своего рода профессиональной повседневностью. В этом есть и важный для меня личностный момент. Занимаясь проектами, я сам определяю для себя работу, а не наоборот. То есть я ее придумываю, создаю и реализую. И в этом плане я свободный человек.

– Что вас подтолкнуло к созданию центра «Универсум»?

– Наверное, это как раз результат профессионального и творческого роста. Центр был учрежден в 2015 году вместе с моими друзьями и коллегами из педагогического института. Так получилось, что профессиональная деятельность в рамках института стала нас стеснять. Хотелось больше свободы в реализации наших идей, самостоятельности в принятии решений. Прибавьте к этому профессиональные амбиции и желание открыть свое дело.

– Легко ли было начинать работу?

– На первых порах мы работали на голом энтузиазме, что в принципе закономерно. Начинали со скромных просветительских и исследовательских проектов. Я проводил бесплатные мастер-классы для педагогов школ города по цифровой грамотности, организовывал семинары с привлечением коллег-профессионалов из других городов. Никаких доходов, только удовольствие. В 2016 году я запустил большой исследовательский проект «Демография малого города», который посвящен демографическим трендам в развитии Глазова. Тоже чистая некоммерческая инициатива. На основе статистических данных за 10 лет были сделаны прогнозы демографического развития нашего города до 2025 года. Прошло уже шесть лет и, судя по текущим демографическим данным, мои прогнозы 2016 года сбываются. Немного обидно, что тогда, когда я публиковал эти результаты, они не вызвали интереса ни у чиновников, ни у прессы. Что ж, я планирую провести повторное исследование с прогнозами до 2050 года. Посмотрим.

В 2017 году «Универсум» получил первый крупный грант от Фонда президентских грантов на реализацию социального проекта по развитию системы дистанционного обучения в Удмуртской Республике. С тех пор грантовое финансирование стало одним из стабильных источников нашей деятельности.

– Как с тех пор изменилась работа Центра?

– За пять лет мы реализовали семь больших проектов. Для меня и для Центра - это регулярная и ставшая уже в хорошем смысле слова рутиной ежедневная работа. Каждый год у нас в повестке как минимум один проект. Был даже период, когда приходилось реализовывать три проекта одновременно. Тематические направления проектов разные. Сформировалось три самостоятельных направления:

1. Цифровизация образования и развитие дистанционных технологий в обучении;

2. Развитие инженерно-технических компетенций педагогов и учащихся;

3. Образовательные и психолого-педагогические проекты для детей с ОВЗ.

Сегодня к этому списку добавилось еще одно направление – это технологии VR/AR в историческом образовании. Это была моя давняя мечта. Сегодня она стала возможной. Проект мы будем реализовывать совместно с ГГПИ. Это большая и очень перспективная работа, в результате которой на базе вузовского технопарка может появиться лаборатория исторического VR  моделирования.

– У вас большая команда?

– Это зависит от проекта и его масштабов. Стандартный сценарий – это когда конкретная команда под конкретный проект. Бывает от двух до восьми человек. Это не считая волонтерской помощи. Например, для реализации образовательных проектов для детей с ОВЗ (ментальными нарушениями) мы тесно сотрудничаем со школой №5. Именно из числа высококвалифицированных педагогов школы формируется команда проектов. Или, в 2019 году реализовывали проект «Учитель цифрового общества», так в нем была сформирована команда профессионалов из разных регионов страны: Глазов, Екатеринбург, Барнаул.

– Вы – социолог. Помогает ли вам это в работе над проектами?

– Это не создает каких-то очевидных преимуществ в разработке проектов или их обосновании. Здесь более полезен жизненный опыт, который может помочь в развитии проектной работы.

– Как понять, что проект актуален?

– Зависит от масштаба проблемы. Но при любом масштабе важно понимать полезность результата проекта.  Когда вы ориентируетесь в теме, видите проблему изнутри, с осознанием ее актуальности не возникнет трудностей. Когда вы видите яму на дороге, которую вам приходится каждый день объезжать, вы осознаете актуальность ремонта дорожного полотна. Тот же подход к проблемам не столь очевидным. Если, например, государство вводит требование равенства возможностей в цифровой образовательно среде для детей с ОВЗ, а на деле у школ отсутствует качественный образовательный контент по адаптированным программам, - это проблема, актуальность которой на поверхности. И тогда вы говорите, дайте нам возможность создать такой контент. Все просто: вы знаете для кого, что и как нужно сделать.

– Как вы узнаете, что ваши проекты полезны людям?

– Я это вижу. Потому что результаты проекта должны быть материально ощутимыми. Мы разработали и запустили портал дистанционного обучения «Дистанционная школа Удмуртии», - и сегодня на нем ведут занятия до 3000 пользователей из разных районов Республики. Выпустили учебник, - и по нему прошли подготовку около 500 учителей. Запустили обучение по роботам на плате Arduino, – и около двадцати школ стали использовать конструкторы в своей образовательной деятельности. Мы стараемся собирать обратную связь от наших целевых групп, чтобы понимать масштаб и качество оказанной помощи. Бывают и экстраординарные ситуации, когда актуальность вашей работы раскрывается с неожиданной стороны. Например, во второй половине 2019 года мы запустили проект  «Учитель цифрового общества», задача которого заключалась в развитии у педагогов практических навыков работы с цифровыми и сетевыми образовательными ресурсами, а в начале 2020 года грянул COVID, который сделал наши курсы чрезвычайно востребованными. В них участвовали даже учителя русскоязычных школ из дальнего зарубежья.

– Можете дать какие-то практические советы для тех, кто участвует в грантовых конкурсах?

– Ну все советы и рекомендации уже давно даны самими фондами-грантодателями. Их нужно внимательно изучать. Моя личная рекомендация – грамотно формируйте пошаговый алгоритм реализации проекта. Ведь можно просто фонтанировать замечательными идеями, но этого абсолютно недостаточно. Нужно четко понимать и прописывать на бумаге, как будет реализовываться проект (что делать, когда делать, сколько это будет стоить). На этом этапе подлинного проектирования часто становится понятно, а нужен ли вообще такой проект и готовы ли вы его реализовать. Еще один важный совет: обеспечивайте партнерскую поддержку. На это сегодня обращают внимание. Не просто подготовить проект, но и привлечь заинтересованных в реализации лиц, максимально заручиться рекомендациями в письменной форме. Наличие такой поддержки увеличивает количество баллов при оценке.

– Что вы считаете самым большим достижением в жизни / карьере?

– Я не привык рассматривать жизненные результаты как достижения. Для меня это скорее личный экзистенциальный момент. Я их проживаю, оценивают другие. Надеюсь, что та работа, которую я делаю как преподаватель и руководитель Центра «Универсум» полезна и востребована.

– Что делает вас счастливым?

– Счастье – это эффект настройки сознания и отношения к жизни. Его можно почувствовать в любой ситуации, в зависимости от того, как ты на эту ситуацию посмотришь. Счастье складывается из мелочей и ситуаций. Ну а если обобщенно, то для меня это семья, книги, музыка.

Плюсануть
Поделиться

Автор: Мария Малец

Дата публикации: 27 апреля 2022, среда

Подписаться

Комментарии

Ваш комментарий

Экскурсионный тур «Глазов гостеприимный»
31 октября 2022 — 31 декабря 2022
Экскурсионный тур «Глазов советский»
31 октября 2022 — 31 декабря 2022
Экскурсионный тур «Глазов: есть контакт»
1 января 2023 — 31 декабря 2023
Квест «Фотоквест»
9 января 2023 — 31 декабря 2023
Фотосессия в музее
9 января 2023 — 31 декабря 2023
Свидание за гончарным кругом
31 января 2023 — 31 декабря 2023
Индивидуальные занятия ткачеством
1 марта 2023 — 31 декабря 2023
Индивидуальные занятия резьбой по кости
3 апреля 2023 — 31 декабря 2023